НТР (научно-техническая революция) – это скачок в развитии производительных сил
общества, переход их в качественно новое состояние на уровне коренных сдвигов в
системе научных знаний.
Исторические этапы научно-технического
развития:
1. изобретения, завершившиеся возникновением
машинного производства (17 – 18 вв.);
2. развитие специальных отраслей науки и
прикладных исследований (19 – 1ая половина 20 вв.) - изменение энергетической
основы производства, переход к стадии автоматизации производства, создание новых
отраслей на чисто научной основе (электротехника, электроэнергетика, химическая
промышленность);
3. превращение науки в непосредственные
производительные силы общества – современная НТР.
Этапы развития современной НТР:
Первый этап.
40-е г. — телевидение, транзисторы, компьютеры,
радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;
50-е гг. — водородная бомба, искусственные
спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая
установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением
(ЧПУ);
60-е гг. — лазеры, интегральные схемы, спутники
связи, скоростные экспрессы.
Второй этап.
70-е годы — микропроцессоры,
волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы,
биотехнология;
80-е гг. — сверхбольшие и объемные интегральные
схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия,
термоядерный синтез.
Социальные последствия НТР
1. безработица;
2. изменения в профессиональной среде;
3. сокращение рабочих мест.
3.4.
Воздействие НТР на экономику:
Научные
открытия влияют на материальное производство. В его процессе происходит
становление двух систем отношений:
I. Технико-технологическая
система:
Создаются
средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства,
а так же обслуживание духовных, бытовых и прочих потребностей.
Техника
прошла в своем развитии ряд этапов:
1)
Технические революции (с середины XVII по середину XVIII
веков)
2)
Со второй половины XVIII
века по 50е - 60е годы XIX века - промышленный переворот (переход от ручного труда к
машинному и от мануфактуры к фабрикам).
3)
50-ые годы XX века – НТР.
НТР – такие перемены в науке, технике, информационном деле, связи, которые ведут к революционным изменениям во всем укладе современной жизни.
Направления
НТР:
1)
Наука превратилась в непосредственно производительную силу.
2)
Создание искусственного интеллекта.
3)
Появление новых видов связи и способов передачи информации на любые расстояния
и почти мгновенно.
4)
Открыты и активно используются новые виды энергии. Созданы искусственные
материалы с заранее заданными свойствами.
5)
Автоматизация производственных процессов.
6) Увеличение возможностей транспорта. Использование космоса.
Последствия
НТР:
1)
Все большая доля продукта производиться в сфере услуг.
2)
Социальные последствия:
а)
Изменение состава населения по профессиям.
б)
Изменение состава населения по уровню образования.
в)
Изменение состава населения по месту жительства.
Последствия
НТР можно оценить как «+», так и «–»:
1)
Автоматизация повышает производительность труда и общественное богатство, но
ведет к росту безработицы.
2) Рост материального благосостояния ведет к возможности улучшить здоровье, сделать жизнь более интересной, но это приводит к истощению природных ресурсов, и может привести к экологической катастрофе.
Истории
известны четыре технологические способа производства:
1)
Присваивающий.
2)
Аграрно-ремесленный.
3)
Индустриальный.
4)
Информационно-компьютерный.
II. Экономическая система
отношений:
В
основе экономических отношений лежит собственность.
1)
Собственность – это имущество.
2)
Отношения между людьми возникают по поводу этого имущества.
Право
собственности состоит из трех прав:
1)
Владение (обладание имуществом, закрепленное юридически).
2)
Пользование (извлечение полезных свойств из данного имущества).
3)
Распоряжение (определение дальнейшей судьбы данного имущества):
а)
Продажа
б)
Аренда
в)
Траст (право передать право управления своим имуществом другому лицу без
вмешательства в его действия).
Исторические
типы собственности:
1)
Общественная собственность.
2)
Частная собственность.
3) Смешанная собственность (собственность принадлежит акционерному обществу, где
каждый получает дивиденды – часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции).
4)
Индивидуальная частная собственность.
5)
Государственная собственность.
6) Муниципальная собственность.
7) Коллективная собственность.
8)
Кооперативная собственность (группа людей, объединяющая некое имущество,
собственное, или арендованное).
Изменения существенные (в структуре и содержании КИМ).
Общее направление совершенствования КИМ – усиление
блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения
выпускников.
Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий. Добавлены блоки
заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом
(В12–В13). В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений,
связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания В9 (по
нумерации 2012 г.) на работу с историческим источником.
При выполнении задания В10 (по нумерации 2012 г.) на
систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из предложенного
ряда) требуется указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не
выписать сам термин.
В части 3 изменена структура задания С5. Новое задание
предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки
определенного исторического явления, процесса. Максимальный балл за правильное
выполнение задания С5 увеличен с 3 до 4.
В задании С6 представлены не три, а четыре
исторических деятеля, один из которых изучается в курсе Всеобщей истории.
Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при
оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных
результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который
можно получить за правильное выполнение задания С6, увеличен с 5 до 6.