Персональный сайт учителя истории и обществознания
Меню сайта
Форма входа
Поиск

Методические разработки


 




2. Уроки по истории

Технология «Развитие критического мышления» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем воспитания, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, но и соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знаний.

Развитие критического мышления позволяет:

- выделять причинно-следственные связи;

- отвергать ненужную или неверную информацию; - избегать категоричности,

- отличать факт от предположения,

- подвергать сомнению логическую последовательность.

 

В основу технологии положен базовый дидактический цикл из трех этапов:

 

1 стадия (стадия «вызова») - актуализация ранее имевшихся знаний, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения предстоящего учебного материала. На этой стадии учащимся дается небольшой по объему текст по изучаемой теме. Объем и сложность текста определяется только степенью подготовленности учащихся. Тем не менее, не стоит давать текст объемом больше, чем две страницы листа А4, с печатью через один интервал. Текст должен точно отражать содержание темы, а если это авторский текст - позицию автора по изучаемой проблеме. Исходя из личного опыта, я предлагаю давать авторский текст, а не текст из учебника. С автором можно начать вести диалог, обсуждать его идеи. Однако прежде чем учащиеся начнут читать текст, они в течение некоторого времени должны сами подумать по поводу предложенной темы или проблемы и зафиксировать свои соображения на письме. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше. Затем учащиеся объединяются в пары и обмениваются своими взглядами по поводу предложенной темы. Если возникают разногласия – они фиксируются в тетради. По завершению обсуждения изложение всех точек зрения записывается на доске или ватмане. Моя задача на данном этапе - подробно, без критики зафиксировать все суждения, найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии. Далее выделяем наиболее важные с точки зрения обсуждаемых проблемы или темы те, которые, как считают школьники, подтвердятся после прочтения текста. Позиция учителя нейтральна, он не дает ответов на вопросы, не хвалит и не высмеивает предложенные версии.

 

2 стадия («осмысление»). На этой стадии идет работа непосредственно с текстом, процесс чтения всегда сопровождается действиями (составление таблиц, выделение главного). Затем учащиеся приступают к чтению текста. Текст обязательно читается с карандашом (ручкой), чтобы делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие: «V» - поставьте «галку» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете, с чем согласны; «–» - поставьте «минус», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете, с чем не согласны; «+» - поставьте «плюс», если то, что вы читаете, является для вас новым; «?» - поставьте знак вопроса, если то, что вы читаете, вам непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения о читаемом. Вторая фаза - это та фаза, на которой учащийся вступает в контакт с новой информацией или новыми идеями. На этой стадии учащийся самостоятельно работает с источником, определяя для себя смысл прочитанного или увиденного. На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы». После того как учащийся ознакомится с частью текста, я даю для всего класса команду «Стоп». Класс прерывает чтение, школьники должны ответить на несколько вопросов, активизирующих их мышление. Вопросы могут быть самыми разными. Например, «Почему герои рассказа не смогли совершить определенные действия?», «В чем состояла их проблема?», «Как вы считаете, что они станут делать дальше? Продолжите рассказ» и т.п. После того как все прочли текст и сделали пометки, ученикам дается некоторое время на то, чтобы каждый смог как-то обобщить свой смысл прочитанного, сформулировать его в нескольких суждениях, заполнить таблицу. Каждый раз предлагаемые версии обсуждаются. Учащиеся вправе обосновать, например, почему им своя версия нравится больше, чем авторская.

 

 3 стадия («рефлексия») - размышление. Ученики формируют собственное отношение к тексту, у них происходит активное переосмысление собственных представлений. На этой стадии я вновь занимаю позицию тьютора. Моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы организовать индивидуальную рефлексию по следующим вопросам.

• Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?

• Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?

• Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?

• Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию?

• Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-новому?

В конце занятия или в начале следующего можно предложить учащимся ответить устно или письменно на три вопроса:

1. Что вы узнали нового?

2. Что вы поняли?

3. Чему вы научились?

В целях развития учащихся критического мышления я стремлюсь научить их рассматривать вопрос в разных проекциях, анализировать текст на достоверность, сопоставлять различные точки зрения на тот или иной предмет или явление. Методы развития критического мышления должны обязательно соответствовать возрастным особенностям учеников. Так, в среднем звене, где я только начинаю работу с историческими источниками, я прошу учеников найти причины событий и их следствия, характеризовать процесс и уяснить себе смысл оценки автора, учиться сопоставлять даты, факты и т.д. А уже в старших классах я учу:

- анализировать информацию;

- правильно использовать термины и понятия при анализе и интерпретации текста;

- соотносить значение отдельных авторских и фраз с изученным материалом; - определять логические связи в тексте; - понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию; - соотносить содержание документа с реалиями современности. Умение работать с текстом при использовании технологии критического мышления позволяет учащимся легко справляться с задания ЕГЭ по обществознанию в части А, где речь идет о правильности суждений.

Пример. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам.

Б. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития. Для тех учащихся, которые обладают отработанным навыком работы с документами, это задание не является сложным, и они быстро с ним справляются. Отвечая на поставленные вопросы, находят ключевые слова, анализируют ситуацию.

 

Анализируя таблицу успешности выполнения заданий ЕГЭ, я вижу, что они не допускают ошибок, т.к. могут логически доказать правильность своего выбора. В рамках компетентностного подхода необходим механизм отслеживания результативности. Основным источником информации результатов, достигнутых моими выпускниками, является итоговая аттестация в форме ЕГЭ,  так, в 2009/2010 учебном году качество сдачи ЕГЭ по истории составило 50%, по обществознанию - 53%.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТЕМА УРОКА - «ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». 10 КЛАСС

Тип урока - работа с информационным текстом.

Цели урока: - углубление знаний о событиях Первой русской революции. - развитие умений учащихся работать с различными источниками. - воспитание активности.

Задачи урока: - создать условия изучения нового материала средствами технологии критического мышления. - вырабатывать умение работать в команде.

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России». 9 класс; задания для групповой работы; презентация «Первая русская революция».

Технологическая карта урока


Стадии урока 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Постановка дидактической цели.

Объявление цели

предстоящей работы.

Знакомство с целями урока.

Стадия 1. Вызов.

Формирование групп.

Получение заданий.

Формирование группы.

Постановка познавательной задачи.

Знакомство с

познавательной задачей.
Стадия 2. Осмысление
 

Мозговой штурм. Составление кластера.

Попеременное участие в работе групп.

Побуждение к активному поиску.

Контроль групповой работы.

Выполнение своего задания:

сбор примеров, оформление кластеров на доске.

 Консультации.

 

Отчет групп о результатах работы.

Выслушивание мнений учеников.

Принятие общего решения о составе кластера.

Отчет о работе каждой группы.

Стадия 3. Рефлексия 

Инсерт.

Индивидуальные консультации.

Чтение текста, заполнение таблицы графами

«V», «+», «-«, «?».

 

Беседа с классом по вопросам.

Рассмотрение всех мнений.

Чтение вслух заполненной таблицы.

 

Домашнее задание § 6.

 

Запись домашнего задания.

Ход урока (Скачать)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ТЕМА УРОКА - «АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА». 10 КЛАСС

Цели урока: - обобщение знаний учащихся об особенностях экономического развития России в начале XX века; - выработка умения выделять существенные признаки однородных исторических явлений; - воспитание интереса к истории государства.

Задачи урока: - создать условия изучения нового материала средствами технологии критического мышления. - закреплять знания картографии.

Оборудование урока. 1. Карта «Россия в 1905-1907 гг.». 2. Документы: аграрный проект Государственной Думы, аграрный проект П.А. Столыпина.

Тип урока комбинированный

Ход урока(Скачать)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ТЕМА УРОКА - «РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ». 10 КЛАСС

 Тип урока - работа с текстом

Цель урока: - создание условий для понимания учащимися причин Первой мировой войны, расстановки противоборствующих сил, уяснения целей стран-участниц войны, - развитие коммуникативных навыков учащихся, выработка умения работать с различными источниками. - воспитание толерантности, пацифистских взглядов на возможные конфликты между странами.

Задачи урока: - создать условия для осмысления нового материала средствами технологии критического мышления; - закреплять умение составлять таблицы. Оборудование: 1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.». 2. Документы «Из воспоминаний А.А. Брусилова». Тип урока комбинированный

Технологическая карта урока 

Тип урока

Работа с информационным текстом

Стадия 1. Вызов Мозговой штурм, составление кластера
Стадия II. Осмысление Инсерт (чтение текста, заполнение таблицы графами «V», «+», «-», «?»)
Стадия III. Рефлексия Возвращение к кластеру

 

Ход урока (Скачать)

 Тема урока: «Бюджет государства и семьи»

Цели урока:

Образовательные (предметные): знакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его составления.  Разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства.

Развивающие (метапредметные – универсальные): Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета. Развить умения анализировать конкретные экономические мероприятия  по реализации различных социальных программ.

Воспитательные (личностные):  Способствование  формированию эмоционально-ценностного отношения к миру на основе учебного материала.

Тип урока: Изучение нового материала.


Оборудование: учебник «Обществознание», 8 класс, Кравченко А.И.; бланки для работы в группе, мультимедийный компьютер, проектор, экран, презентация. Распечатать карточки со  словами «знаю не знаю»

3. Методические материалы по экономике в профильных классах.

ПРЕДИСЛОВИЕ. Пособие подготовлено строго в соответствии с содержанием и структурой учебника «Основы экономической теории»: каждая глава пособия имеет то же название, что и глава учебника; материал, содержащийся в любой главе, охватывает только те экономические законы и понятия, которые рассмотрены в данной главе учебника; последовательность рас-положения тем уроков такая же, как в той главе учебника, содержание которой раскрывается на уроках. Пособие рассчитано прежде всего на учителей экономики, работающих в старших классах школ и лицеев с экономическим уклоном. Авторы исходят из того, что учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника, не рассматривать все положения и формулировки, данные в учебнике, как бесспорные, не подлежащие обсуждению догмы. Учитель должен ясно представлять себе, что, наряду с безусловно доказанными и общепризнанными в экономической теории понятиями (например, «эластичность спроса», «предельная полезность», «мультипликатор» и др.), экономическая наука, как и любая другая наука, содержит немало спорных проблем. Нельзя вместе с тем закрывать глаза на тот факт, что лица, получившие высшее образование (как экономическое, так и неэкономическое) до начала перестройки, изучали экономику с позиций марксистской теории и на представления многих преподавателей все еще оказывают определенное влияние знания, полученные в прошлом. Не следует недооценивать и то, что во многих вузах преподаватели экономических дисциплин не овладели основами современной экономической науки и продолжают читать лекции, основываясь на своих прежних убеждениях. Все это не может не оказывать влияния на представления учителя экономики. Поэтому одна из важных задач пособия заключается в том, чтобы акцентировать внимание учителя на современных трактовках тех или иных понятий и законов экономической науки. Например, все без исключения экономические школы и статистические органы всех стран мира используют такое важнейшее понятие, как «национальный доход». Однако содержание этого понятия в марксистской трактовке и в современной экономической науке существенно различается. Значительно расходятся и статистические оценки национального дохода, которые давались Центральным статистическим управлением СССР, и оценки, которые давались и даются по методике, принятой ООН. Поэтому в пособии указывается, что, изучив главу 10 («Валовой внутренний продукт и национальный доход»), ученик должен находить различия между марксистской и современной трактовкой понятия «национальный доход», а в соответствующем тесте дается три варианта определения национального доходи, из которых одно является марксистским. Ученик в данном случае должен понимать, почему марксистское определение национального дохода неточно. Подобные примеры имеются и в других главах пособия. Авторы рекомендуют учителю схему распределения часов по темам, в соответствии с которой можно планировать объем учебных часов, необходимых на изучение материала той или иной главы учебника.

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 Первой главе принадлежит особая роль в успешном овладении учащимися экономической теорией. Изучив ее, они должны усвоить и хорошо понимать смысл важнейших экономических категорий, таких, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, рациональное поведение, граница производственных возможностей и др., с позиций которых осуществляется дальнейший анализ большинства экономических проблем. Первым шагом к выяснению того, что изучает экономическая теория, должно быть рассмотрение структуры потребностей людей, поскольку вся жизнь человека подчинена стремлению удовлетворить их как можно полнее. Для того чтобы учащиеся поняли, почему потребности безграничны, необходимо не только перечислить их как можно полнее, выде-ляя потребности, которые уходят в прошлое, и те, которые появились совсем недавно. Целесообразно познакомить учащихся с различными подходами к классификации потребностей, от самого простого, когда потребности могут быть разделены на физические, духовные и социальные, до «пирамиды» потребностей, разработанной А. Маслоу. Далее, чтобы понять, почему люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности, необходимо рассмотреть ресурсы, с помощью которых удовлетворяются потребности. В качестве таковых выступают не только факторы производства, но и деньги и время. Проблема ограниченности ресурсов особенно понятна, если проанализировать, как можно использовать свободное время: чаще всего каждый ученик скажет, что его всегда недостаточно. Относительный характер ограниченности ресурсов становится более понятен, если попросить учащихся объяснить, как они понимают смысл выражений «мало денег» или «много денег». Выясняется, что какой бы значительной суммой денег ни обладал человек, ее всегда будет недостаточно, чтобы удовлетворить все его потребности. Учащиеся должны прийти к выводу, что ресурсов всех видов недостаточно не потому, что их запас конечен, а потому, что их мало по сравнению с объемом существующих потребностей. При наличествующих запасах нефти она не была бы ограниченным ресурсом, если бы не использовалась для производства экономических благ. Рассматривая труд, землю и капитал как факторы производства, необходимо обратить внимание на различие понятий капитала как фактора производства и денег как финансового капитала. Учащиеся часто путают эти понятия, поэтому следует четко определить состав капитала как фактора производства, включающего средства производства, созданные человеком и используемые для производства необходимых товаров и услуг. 

Схема 1.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Потребность в самореализации

Потребность в уважении

(со стороны других людей и самоуважении)

Социальные потребности

(в любви, дружбе, общении с людьми)

Потребности в безопасности 

(защита от преступников и внешних врагов,

защита от нищеты, помощь при болезнях)

Физиологические потребности 

(еда, одежда, жилье, воспроизведение рода) 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025 Сделать бесплатный сайт с uCoz