1. Педагогическая философия

Многознание не научает мудрости
Знание основ и причин – вот истинная мудрость
Знание основ и причин – вот истинная мудрость
Ещё ребенком, будучи ученицей 7 класса, я поняла, что буду учителем. Такому самоопределению поспособствовала моя учительница математики и одновременно классный руководитель Елумеева Ж.Б. Её умение увлечь интересным материалом, способность каждого ученика организовать на уроке стали для меня мотивом выбора будущей профессии. Первые годы работы в школе я, как и многие из молодых учителей, считала, что достаточно войти в класс и твои ученики бросятся со всех ног познавать мир истории, что нет ничего невозможного для увлеченного учителя, который увлечет за собой детей. Но с формированием виртуального мира одного увлечения стало мало, возникла необходимость поиска новых дорог и путей в методике преподавания. Учительский труд был и есть Труд, который находится в постоянных исканиях нового, необходимого для современного человека, востребованного обществом. Недавно нашла слова одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика». Об этом же мне говорят мои ученики, только другими словами: «Учитель должен быть образцом общества», «Учитель – это священник школы», «Какой учитель – такие и ученики». Моя педагогическая формула сложилась благодаря моим ученикам: «Учитель проводник и путеводитель». Психологи советуют «Хочешь понять другого человека, примерь его калоши». Только пройдя испытания огнем и мечом каждого рабочего дня и ночи, попробовав не одну методику, я поняла, что не всем дано быть учителем. Педагогу необходимо знать, что он строитель души и сердца своего ученика. Наша работа схожа с трудом музыканта, который создает тонкую материю мелодии, которая проникает в самые глубины души. Если результаты творчества музыканта могут удивлять и радовать окружающих после публичного выступления автора, то результаты нашего творчества в деле воспитания и развития личности на уроках, классных часах и т.д. можно увидеть не скоро. «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете». Видя моральную слабость учеников, то, как сегодня дети в атмосфере свободы действий остаются без внутреннего стержня, - я задумалась над вопросом "что для сегодня заложено в понятиях «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – поиск света в жизни и в душе человека. Сегодня наше общество полиидеологичное, духовная ось сохраняется и развивается лишь под крышей церкви, школы и семьи. Просвещение озаряет слабым лучом коридоры души, люди перестали представлять себе разницу между гранями добра и зла. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного. Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни. Роль самого учителя здесь очень важна. Слово учителя имеет волшебную силу. О каком слове идет речь? О слове, преобразующем других, несущем свет и тепло. Есть мнение, что слово «человек» произошло от «словек», то есть владеющий словом. Важно, чтобы язык учителя и ученика совпадал, и тогда смысл многих понятий дойдет до учеников не в искажении, а в первоначальном смысле. Часто дети спрашивают меня "Зачем нам знать, что было сотни и тысячи лет назад, ведь исправить ничего нельзя, этих государств уже нет". Я стараюсь им объяснить, что история - это учитель и судья. У истории можно научиться многому: приносить добро людям, не совершать ошибок, задуматься о смысле жизни, увидеть красоту жизни, ценить время, творить культуру и саму историю. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты не можешь называться учителем. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Именно сейчас мне предоставилась возможность зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Когда будут видны результаты моего творчества?
2. Правила для учителя
А.В. Антонова, директор средней общеобразовательной школы № 2 г. Петухово Курганской области
Уважаемый коллега!
Постарайтесь перечисленные ниже нормы сделать правилами Вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит Ваш авторитет как в ученическом, так и педагогическом сообществе.
Постарайтесь перечисленные ниже нормы сделать правилами Вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит Ваш авторитет как в ученическом, так и педагогическом сообществе.
1. Учителю следует при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Вы должны видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся — один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учителю следует быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность доброжелательна, она сочетается с уважением, душевной теплотой, — такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, чтобы школьники развивали в себе такие качества как требовательность к себе и самокритичность.
4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости — важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к ребенку во сто крат дороже, чем сухие назидания. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
5. Помощь детям в трудные моменты — одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Педагог проявляет в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг — чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.
8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности — вот важнейшие правила, которыми должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
9. Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение ученического коллектива на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не может использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее — обязательное правило для учителя.
12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не может перерасти в антипатию к ним.
13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон. Индивидуальный подход — один из основных элементов и требований педагогической тактики.
18. Необходимо развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.
19. Воспитание человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.
Журнал «Практика административной работы в школе» № 1, 2011 год
Рзмышлялки: 1. Если бы я могла изменить мир - меня бы назвали Богом. Если я смогу изменить себя - я назову себя личностью.
2. Терпение и труд - все перетрут- гласит народная мудрость, но как порой нам не хватает терпения, по-моему, терпение самое главное в жизни, как часто мы творим глупости не переждав сложного момента или торопимся ответить на глупости маленького человечка.
3. Живу здесь и сейчас.